На братских могилах не ставят крестов?
Без малого год назад (6 марта 2012 года) «kronгазета» опубликовала яркую статью Д.Германа «Растрелянные, оболганные, оправданные и забытые?» Публикация обощала всю неприглядную историю вокруд закладного камня будущего памятника «жертвам кронштадтских событий весной года» (цитата из президентского Указа №65 от 10 января 1994 года).
Напомню: уже 28 января того же 1984 года в саду к северу от Морского собора состоялась торжественная церемония открытия этого камня с медной табличкой, тут же освященного епископом Тихвинским Симоном. Понимая значимость события, приехал и выступил у камня первый мэр Петербурга Анатолий Собчак.
Правильно требующий восстановления исторической справедливости активный краевед Д. Герман закончил свою статью в «kronгазете» так: «При реконструкции Северного сквера… ждать и верить».
К чему вспоминаю всё это? Да вот нынче, проходя по Якорной площади, многие ведь замечают за забором возвышающийся примерно на месте исчезнувшего закладного камня голубой строительный шатёр. И наверняка, как и ваш корреспондент, некоторые оптимисты с радостью подумали: «Началось!..» Должен всех огорчить. Нет, просто здесь специалисты «колдуют» над конструкциями системы жизнеобеспечения Морского собора…
Узнав об этом, невольно вспомнил я, обманутый в своих надеждах коренной послевоенный кронштадтец, судьбу другого временного памятного сооружения. То стояло между входами на городской пляж и яхт-клуб. Надпись на красивом высоком камне гласила примерно следующее: «Здесь будет сооружён памятник, посвященный 250-летию Кронштадта». (Дата, замечу, по всем международным меркам – самая юбилейная: четверть тысячелетия!)
А что в результате? Памятник не поставили – это одно. Какой-то ночью, видимо – безлунной, исчезло через несколько десятилетий и само позорно невыполненное властью (тогда – КПСС) обязательство на граните. Уже перевёрнутым «лицом» вниз, полузасыпанным землёй обнаружил его на городском кладбище всё тот же славный наш правдоискатель Марат Кузнецов. Он перевернул находку и с негодованием убедился: текст «соцобязательства» — тот самый. И дал свой материал в местную газету. (Напомним, М.Н.Кузнецов – не только автор того письма, но и изданной к 80-летию мятежа книги «За что был расстрелян Кронштадт». – Прим. автора.)
Теперь и новая власть «темнит». Не дождались мы до сих пор обещанного Поклонного Креста. Где нынче госпожа Манилова, где господин Губанков? Там же, скажете, где и авторитет власти, для которой и Указ – не указ.
Судя по кронштадтскому выпуску межрайонной петербургской газеты за 28.03.11, давшей скромную и аморфную информацию («Вспомним кронштадтские события») о чисто номенклатурном «импровизированном митинге», посвященном 90-летию (!) героических и трагических событий 1-18 марта 1921 года, исподволь нас хотят подвести к мысли: «Хватит и Вечного огня братской могилы!» Мол, «сотни жертв тех событий с той и другой стороны похоронены, в частности, на Якорной площади…»
Стоп, шалишь! Негоже так поступать: обещать громко, из Смольного, а делать (приучать) – молча. Да и нельзя равнять православный крест с огнём, дважды зажжённым бывшим в 70-е годы первым секретарём РК КПСС Лобко В.Н. Я – атеист, но кожей чувствую – нельзя!
Действуя, вернее – бездействуя таким образом, можно дойти до того, что кто-то начнёт возлагать цветы в день подавления Лениным кронштадтского восстания, 18 марта, к памятнику тому, кто его зверски подавлял. К ногам стоящего с райкомовских времён у «Бастиона» каменного «анархиста» Павла Дыбенко.