Жить, чтобы работать
Хотя Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) уже открестился от своей инициативы, утверждая, что их не так поняли. Зная наши реалии, можно предположит, что развитие ситуации в случае принятия поправок пойдет по наихудшему сценарию.
Необходимость подобных изменений обосновывается тем, что нынешнее трудовое законодательство, жестко защищающее права работников, сдерживает модернизацию производства, в то время как Россия отстает от развитых стран по производительности труда в 3 — 4 раза. Забывая однако, что в развитых странах, где работают не больше, чем у нас, экономика так производительна за счет массового использования суперсовременных технологий.
Европейские реалии
Во Франции установлена 35-часовая рабочая неделя. То есть рабочий день длится там не восемь, как у нас, а семь часов. Причем существуют два подхода к распределению рабочего и свободного времени. Некоторые организации и компании сохранили восьмичасовый рабочий день, а лишние часы, проведенные на работе, плюсуются и превращаются в несколько дней отгулов, которые люди обычно присоединяют к уик-эндам и отпускам. При этом отпуск во Франции не может быть меньше пяти недель в год.
В Германии рабочая неделя примерно такая же, как и в России, хотя немецкое правительство, ссылаясь на нехватку рабочей силы, то и дело заводит разговор о ее увеличении до 45 часов. Однако доходы работников на Западе резко отличаются от доходов россиян, что дает им совершенно иные возможности для отдыха. Фитнес-центры, бассейны, теннисные корты в Европе доступны практически всем, а у нас они остаются роскошью для большинства россиян. Да и отпуска это самое большинство проводит на своих дачных участках, а не на экзотических пляжах теплых морей и горнолыжных курортах. В отличие, кстати, от тех, кто предлагает им практически всю жизнь прожить на рабочем месте.
Задача — дожить до пенсии
Простой подсчет. Даже если рабочую неделю сделать шестидневной, рабочий день будет длиться десять часов. Конечно, комитет РСПП делает оговорку, что 60-часовая рабочая неделя может быть введена лишь с согласия работника, но, думаю, для всех очевидно, что на большинстве предприятий эта «добровольность» превратится в фикцию.
Реализация инициатив комитета РСПП лишь ускорит процесс старения и сокращения населения, что, естественно, не увеличит производительность труда.
По наблюдениям врачей, существует прямая зависимость между продолжительностью рабочей недели и риском гипертонии. Например, у тех, кто занят на работе 40 часов в неделю, риск повышенного артериального давления вырастает на 14% в сравнении с теми, чья рабочая неделя не превышает 35 часов. Для тех, кто работает от 41 до 50 часов в неделю, этот показатель уже на 17% выше. Ну, а те, чья рабочая неделя переваливает за 51 час, рискуют уже на 29% больше остальных.
Очевидно, что до президентских выборов 2012 года парламент вряд ли примет, а президент утвердит столь непопулярные поправки.