Первым делом стела, а другие памятники потом
В преддверии 300-летия Кронштадта местные краеведы предупреждали об опасности принятия поспешных решений при воздвижении памятников и монументов.
Кронштадтцы высказывали опасения установки «дежурных» памятников накануне круглых дат — в виде подарков именитых скульпторов и зарубежных «побратимов». Заказчики и исполнители руководствуются не исторической целесообразностью города, а зачастую лишь своими меркантильными интересами. Если их творения посвящены флоту, то они устремляют свой интерес на морской город. Не вписался гранитный матрос в художественный замысел оформления вестибюля метро «Улица Дыбенко» — куда его пристроить? А давай в Кронштадт! Выдолбили, забронировали текст на постаменте «Революционным морякам Балтики». Так оказался в городе памятник палачу событий весны 1921 года.
Прослеживается патологическая закономерность: каждый глава администрации города ставит памятник, сообразуясь с собственным желанием и вкусом. То ли рубку подводной лодки, где он служил, то ли бюст своему земляку художнику-маринисту. Ведут себя словно командиры-единоначальники подведомственного военного городка.
Другая крайность — появилась в Кронштадте двухпамятниковые герои. Прославленному катернику — на могиле и у дома. Более прославленному подводнику – на территории одной воинской части и другой.
Раздаются пожелания в бывшем Екатерининском сквере (ныне ул. Советская) сделать аллею Славы. Установить равнозначные по художественности и масштабам памятника адмиралу Беллинсгаузену памятники адмиралам Ушакову и Нахимову. Оба адмирала прославились не на Балтике, а на других морях. Должное великому непобедимому флотоводцу выдано сполна. На кронштадтской земле, на территории Морского кадетского корпуса, воздвигнут храм-часовня ныне святому Православной церкви — праведному воину Фёдору Ушакову.
Торчит «монумент»-рубка подводной лодки, прозванной в народе символом заживо погребенного Российского Флота. Но нет памятного знака, посвященного кораблям и морякам Балтийского флота, погибшим при трагическом и героическом Таллинском переходе. Нет памятника капитану I ранга А.М. Щасному, начальнику морских сил Балтики 1918 года, спасшего Балтийской флот от позорного немецкого плена или бессмысленной гибели в морской пучине. Ну да ладно. Нет Указа, нет и памятников. Есть же указы:
— Президиума Верховного Совета СССР об установке в Кронштадте памятника-монумента от 23 мая 1954 года в ознаменование 250-летия кронштадтской военно-морской крепости;
— Президента РФ №65 от 10 января 1994 года об установке в Кронштадте памятника жертвам кронштадтских событий весны 1921 года;
— Президента РФ от 27 апреля 2009 года об установке памятной стелы в Кронштадте — городе воинской славы.
Удивляет администрация нашего города, которая после келейного решения обратилась с просьбой поддержать идею установки нового памятника на северном сквере Никольского собора и почему-то не требует выполнения изданных Указов Президентов РФ. Получается, для них мнение какого-то частного лица весомее Указов Президентов РФ? Что касается поддержки общественности нашего города, она ни каких других идей не знает, но досконально изучила типовой проект стелы. Кронштадтцы считают, что славный город в первую очередь должен иметь стелу воинской славы, еще при жизни его защитников. К предложенным на обсуждение горожан двум варианта места установки, можно добавить третий: воздвигнуть стелу в Северном сквере Никольского собора.
Утвержденная венчающая герб Кронштадта мурованная золотая корона с двумя обнаженными серебряными мечами с золотыми рукоятиями вниз, положенные крест-накрест, является знаком наличия у города почетного звания РФ. Установленная стела рядом с Якорной площадью подтвердит именное почетное звание.
Эта идея после фактического общегородского обсуждения, у большинства заинтересованных кронштадтцев несомненно найдет поддержку. А потом можно обсуждать, какой из двух проектов памятника непобедимому адмиралу наиболее удачный для города-крепости-музея под открытым небом. Но первым делом тела. А другие памятники потом!
Д. ГЕРМАН,
переживающий за судьбу стелы