Книгам не нашлось места в театре
Ради театра Балтийского флота уничтожается старейшая морская библиотека страны.
Библиотека, собранная на личные средства офицеров, сохраненная во время войны, практически уничтожена. «Пока жива библиотека, жив наш народ. Умрет она – умрет наше прошлое и будущее. Д.С.Лихачев»… Мимо листка ватмана с цитатой академика, написанной красной гуашью, матросы выносили книги из морской библиотеки в подсобное помещение и сваливали в кучу. Эту картину я застала вечером 25 января (в Татьянин день в ДОФе проходил студенческий бал), поднявшись по старой памяти в абонементный отдел.
ПОКОИ ПРЕВРАТЯТ В ПОДСОБКУ
Начальник Дома офицеров, а ныне директор театра Балтийского флота капитан 1 ранга Нурчук Идрисович Шидаков очень торопится освободить место под театр Балтийского флота – к 1 марта труппа в количестве 20 человек плюс еще столько же технического персонала должна быть переведена на новое место дислокации вместе с производственными цехами и гримуборными. Для этого рушатся стены исторического здания, уничтожается уникальная библиотека. В бывших покоях Великого Князя Константина Романова будут располагаться подсобные помещения театра.
Справедливости ради стоит отметить, что актеры не рады такому развитию событий – их вполне устраивает ныне занимаемое помещение.
Первое собрание книг, носившее название морской библиотеки, заведено в Кронштадте в 1803 году по инициативе министра морских сил П.В. Чигрова, на высочайше дарованную из кабинета сумму (1000 руб. ассигнациями). Книги имелись математические, исторические и юридические в числе не выше 185 названий. Имелся отдел изящной словесности (114 названий).
Библиотека при Морском собрании была утверждена в 1832 году. Учредителем был один из членов собрания капитан-лейтенант И.Н. Скрыдлов. Он предложил своим товарищам подписку. на нее откликнулись все лица морского ведомства, проживавшие в Кронштадте. Они согласились отчислять 1% жалованья. На первоначальное устройство было отпущено 6 тысяч рублей.
В 1859 голу при библиотеке стал образовываться музей, составлявшийся из предметов добровольного приношения членами, возвращавшимися из заграничного плавания. Тогда же членами библиотеки стали обязательно считаться все офицеры и врачи Балтийского флота.
КНИГАМ НЕТ МЕСТА
Как пояснил Н. Шидаков, библиотека не вписалась в структуру очага культуры. Поэтому 45 тысяч книг, в том числе раритеты 19 века, оказались под лестницей. Что с ними будет дальше – неизвестно. На этом фоне, кроме этической, возникает новая социальная проблема. Учитывая, что уничтожена вся система военных библиотек, у матросов гарнизона не остается ни одной доступной библиотеки, поскольку для записи на абонемент в обычную городскую библиотеку нужна регистрация.
ЧТО ОХРАНЯЕМ, ТО И ИМЕЕМ
Согласно ответу, полученному Ольгой Сорокиной (руководитель студии арабского танца «Сурайя») от заместителя командующего войсками Западного военного округа по работе с личным составом С. Полетучего от 16.01.2012, «до момента передачи движимого и недвижимого имущества муниципальным властям (органам самоуправления), в Домах офицеров будет организована охрана, которая предотвратит предпосылки к хищению имущества». Как организована охрана имущества в Кронштадте – видно невооруженным глазом.
Стеллаж, где стояли книги 19 века, стоит пустой. Куда делись раритетные издания, никто толком сказать не может: «Где-то тут»…
КРУЖКИ НЕ ВПИСАЛИСЬ
К 1 декабря 2011 года в Доме офицеров, помимо библиотеки, работали: детская студия эстрадного танца «Ритмы и мы», студия арабского танца «Сурайя» (для детей и взрослых), курсы английского языка, студия йоги, так называемый кружок массажа (на дверях помещения надпись: «Доктор индотебетской медицины Ткач Л. М.») – кодирование от алкоголизма, табакокурения и избыточного веса. Проходили концерты, выставки-продажи обуви, одежды, меда и т.п.
Дом офицеров признали нерентабельным. как считают бывшие сотрудники ДОФа, в этом нужно разбираться. Как рассказала Ольга Сорокина, все кружки были на самоокупаемости, оплачивали свое пребывание в стенах Дома офицеров, мыли и убирали эти помещения, делали ремонт за свой счет. Дополнительный доход приносили концерты коллектива «Сурайя» (примерно 50 тысяч руб. в год), концерты коллектива «Ритмы и мы», выступления профессиональных коллективов, съемки фильмов, выставки-продажи. Не говоря о проведении в стенах Дома офицеров банкетов и свадеб.
Сможет ли труппа театра Балтийского флота приносить такой же доход?
Как объяснил господин Н. Шидаков, в здании театра кружки работать не могут, так же как библиотека. А кодирование алкоголиков, продажа одежды и обуви – это, видимо, то, что нужно Театру Балтийского флота.