Наркомания: носим воду в решете?
Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и злоупотребление ими остается одной их наиболее серьезных угроз безопасности района. Однако эффективная работа правоохранителей по борьбе с наркотиками сводится на нет слишком лояльным законодательством.
Как рассказал на заседании коллегии администрации Кронштадтского района, прошедшей 10 марта, начальник УВД по Кроншадтскому району г.Санкт-Петербурга полковник милиции Эдвин Горчаков, в 2010 году в УВД Кронштадта было зарегистрировано 156 (на 15 меньше, чем годом ранее) сообщений о фактах незаконного оборота наркотических средств. По этим сообщениям было заведено 72 уголовных дела, из которых 31 одно – за приобретение и хранение в крупном и особо крупном размере, 41 – за сбыт.
ПЕРЕХОДИМ НА ЛЕГКИЕ НАРКОТИКИ
Всего в 2010 году было изъято 206,551 граммов наркотических средств, за первые месяцы текущего года – 83,504 грамма. В списке присутствуют героин, амфетамин, гашиш, марихуана, соли оксимасляной кислоты, диметилфентанил и т. д. Как заметил Э. Горчаков, большую часть списка составляют синтетики.
Россия переняла европейские тенденции, где снижается употребление «тяжелых» наркотиков в пользу так называемых «легких» и «синтетических», которые среди наркозависимых считаются менее вредными. Эти наркотики становятся настоящим бичом. Мало-мальски знакомый с химией человек способен организовать лабораторию, в которой можно синтезировать вещества, обладающие наркотическим и психотропным воздействием.
ОДНИ ЛОВЯТ — ДРУГИЕ ОТПУСКАЮТ
В УВД созданы две специализированные оперативно-поисковые группы по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Одна из числа сотрудников криминальной полиции, приоритетным направлением которой является выявление фактов незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических, психотропных средств и их аналогов. Другая – из числа сотрудников милиции общественной безопасности, которая занимается в основном выявлением фактов незаконного приобретения, хранения, переработки наркотиков без цели сбыта, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
В отделе уголовного розыска создана картотека, в которой ведется фотоучет указанной категории граждан.
Но судебная практика сводит на нет все усилия правоохранителей. Так, по не уточненным данным, приведенным Э. Горчаковым, в 2010 году из 37 уголовных дел за сбыт были арестованы только 4 субъекта, остальные были отпущены. Но и те, кого наказывают, получают в основном условные сроки или штрафы, размер которых — 1000 рублей — несравним со стоимостью изъятого. Получается, что правоохранительные органы носят воду в решете. Ситуация, характерная не только для нашего района.
Более плодотворным был 2009 год. Были возбуждены серьезные дела, уничтожены три группировки, составляющие дилерская сеть по Кронштадту. Уничтожили 3 группировки, одна из них являлась этнической группой.
Раз – два в неделю задерживаются водители в состоянии наркотического опьянения. Для освидетельствования каждого нужно везти за 100 км. Получается, чтобы одного человека освидетельствовать, экипаж уходит из города на 4 – 5 часов, при том что в городе всего три экипажа ДПС.
НАРКОМАНОВ МАЛОВАТО?
Большую пользу мог бы приносить передвижной медицинский пункт освидетельствования. Но, как доложил членам коллегии начальник отдела здравоохранения района Евгений Братчиков, пункт мобильного освидетельствования от наркологического диспансера №1 работает неэффективно — приезжает в район кране нерегулярно, нет четкого графика его работы. Чтобы пункт работал круглогодично, по нормативам нужно, чтобы пункт проводил около 4000 освидетельствований в год, до 10 в день. То есть получается парадоксальная ситуация: чтобы эффективнее бороться с наркотиками, наркоманов в Кронштадте должно быть в три-четыре раза больше, чем сейчас.
С 1 декабря при детской поликлинике открыт Центр здоровья детей, где среди прочих услуг можно проводить освидетельствование детей на присутствие наркотических средств. В центре установлен анализатор, который позволяют провести анализ мочи и сразу же определить, употреблял ли подросток наркотики в течение последних двух месяцев.
Но юридическая сторона вопроса такова, что подобные анализы можно делать только с разрешения родителей. Но как родители, так и педагоги боятся последствий, которые могут произойти в случае выявления такого подростка. Аппарат, который стоит очень больших денег и которых в Санкт-Петербурге всего три, задействован мало. Кстати, чтобы научить врача на нем работать, его нужно направить на учебу в Москву на два месяца. Думаю, не только у меня, но у любого обывателя возникнет вопрос: почему, имея в городе такой дорогостоящий аппарат, нельзя использовать его для освидетельствования взрослых?