Тел.: +7(812)941-79-35 | Эл.почта: info@krongazeta.com



Когда ветер в головеРаспечатать статью

Фонарь на солнечной батарее и ветротурбинеНекоторые мысли по поводу развития альтернативной энергетики в Кронштадте и в России.

Не столь давно назначенный градоначальник нашего Кронштадта с восторгом оповестил информационно прикормленную публику в одной из соцсетей по поводу возможного участия нашего острова в очередном эксперименте по установке у нас экспериментального же прибора по выработке энергии из солнца и ветра. В общем, протестирует на нашем острове одна уважаемая фирма свою установку – и себя покажет, и другим расскажет, что повысился КПД новой модели и готова она к промышленной эксплуатации. И им – хорошо, и нам «пиар».

Но за бравурной болтовней обитателей «твиттера» об альтернативной энергетике скрывается несколько серьезных подводных камней. Скорее даже не камней – скал, о которых в нынешних экономических условиях в дребезги разобьются утлые лодчонки предприятий, осмелившихся заниматься этой темой. В сегодняшних условиях, когда сидящие «на трубе» от самого верха до низу власть имущие не заинтересованы в снижении своих сверхдоходов от этой самой трубы, говорить, что они всерьез заинтересуются альтернативной энергетикой – наивно и смешно.

Еще примерно десять лет тому назад, когда наметилось завершение строительства Комплекса защитных сооружений, всерьез рассматривался проект освещения будущей Кольцевой автодороги на линии КЗС при помощи ветрогенераторов, предложенных одной немецко-голландской фирмой. Проект был основательно проработан, экспертное сообщество вынесло по нему положительное решение, и это при том, что КПД тогдашних ветряных энергоустановок был невысок. Окупаемость проекта была более десяти лет. Немцы были готовы вложиться в это предприятие, потенциально прибыльное.

ФАКТЫ
■ В 2010 году правительство Петербурга и компания «РусГидро» подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проектов энергосбережения, развития гидроэнергетики и возобновляемых источников энергетики. В частности, «РусГидро» рассматривало возможность строительства недалеко от Кронштадта ветропарка. Этот альтернативный источник мощности должен был быть включен в общую энергосистему города. Идея строительства ветропарка рядом с Кронштадтом появилась еще 1995 году. Проект был разработан институтом «Ленгидропроект». Позже проект был переделан совместно с ВНИИГ им. Веденеева. Построить ветровую энергетическую станцию (ВЭС) предполагалось в районе острова Котлин (вдоль дамбы). Аналитики оценивали стоимость создания ветропарка мощностью 30-50 МВт в 80-85 млн евро. Однако отсутствие финансирования и должного интереса привели к тому, что работы по созданию ВЭС были заморожены.

■ Об окупаемости таких проектов можно судить на примере ВЭС в Приютненском районе Республики Калмыкия. Ветропарк из 126 ВЭУ общей мощностью 150 МВт имеет общий объем инвестиций в строительство 266 млн EUR. Строительство будет осуществляться в три этапа по 50 МВт каждый. Срок окупаемости первой очереди строительства составляет 10 лет, последующих 100 МВт – не более 10 лет в связи с ожидаемым опережающим ростом тарифов на электроэнергию.

Требовались и некоторые средства из федерального и городского бюджетов, и необходимые бюрократические согласования. Но не срослось. Говорят, стеной против «вентиляторов» на дамбе стали наши энергетические монополисты. Ленэнерго в этом случае потеряло бы миллионы рублей. Они сделали все возможное и остановили ветряки. Государство наше – читай, чиновники всех рангов и мастей, — почти все привязаны к основанию «великой энергетической державы». Они и есть главный тормоз развитию альтернативной энергетики. Например, установи ветряки – и «дамба» сегодня освещалось бы практически даром. Ныне же ее энергетические потребности колоссальны (называют цифру порядка 7 млн. рублей в месяц).

Призывы высших должностных лиц к предпринимательскому сообществу о необходимости обратить внимание на эту сферу не проходят. Помните, как еще, будучи президентом, Д. Медведев на одном из совещаний вопрошал в зал, где собрались представители российского бизнеса, о желающих заняться альтернативной энергетикой? Но сидели-то в зале преимущественно матерые волки российского крупного бизнеса – люди «трубы». С бОльшим бы успехом Медведев убеждал лесных волков о пользе вегетарианства.

Потенциально альтернативная энергетика способна лишить сегодняшних энергетических сверхмонополистов их сверхприбылей. Поэтому эти силы делают все, чтобы придушить ее в зародыше. Или, чтобы она еще долго пребывала в зародыше. Беспредельная алчность энергетических и прочих монополистов, неспособность власти их обуздать – фактически отбрасывает нашу страну от мейнстрима цивилизационного развития. Федеральное правительство еще в 2008 году определило ориентиры для развития альтернативной энергетики. Так, к 2010 году доля ВИЭ в общем производстве электроэнергии должна была достигнуть 1,5%, к 2015-му – 2,5% и к 2020-му – 4,5%. Однако сегодня этот показатель не превышает 1%.

Пейзажи европейских стран ныне трудно представить без исполинских башен ветряных генераторов. В той же Голландии режиссеры исторических кинолент сетуют, что трудно подобрать панорамный вид для съемок фильма. На фоне старинного замка или крепости в объектив камеры обязательно влезет башня ветрогенератора. Уже более 10% электричества производится в Стране тюльпанов нетрадиционными методами. В мировом энергобалансе доля альтернативной энергетики составляет около 13%.

Появление и развитие в Европе альтернативной энергетики стало возможным не только изза жадности «Газпрома», мощное экологическое лобби там продавило через правительства немалые средства на реализацию масштабных государственных программ в этой области. За последние десятилетия сюда вложили сотни миллиардов. И в научных изысканиях, и в промышленности стало не только модным, но и выгодным работать на возобновляемых ресурсах. Общество признало альтернативную энергетику, несмотря на то, что до сих пор себестоимость киловатта в ней выше, чем на ТЭЦ. Нам же в который раз предстоит в короткой исторической перспективе догонять цивилизованные страны, обдирая локти и колени…

А что же плохого в том, что в Кронштадте появится опытная энергоустановка? Ничего. Если не считать того, что подобные ветрогенераторы в районе уже тестировались. Помните пресловутый «Фонарь Боруцкого»? Была даже попытка реализовать установку нескольких подобных альтернативных осветителей. Но денег снова не дали. «Фонарь Боруцкого» исчез с острова вместе с самим продвинутым пользователем «твиттера». Теперь история повторяется. Словно кто-то задался целью показать несерьезность этой самой затеи с «вентиляторами», что они лишь объект пиара продвинутых градоначальников. Не более.

Константин МИРОСЛАВСКИЙ