Уничтожая прошлое, они стреляют в наше будущее
[…] В канун нового 2012 года мы узнали, что приказом Министра обороны А. Сердюкова (30.08.2011) в Кронштадте закрыт «первообразец морских собраний, первый опыт объединения общества для полезных и приятных развлечений, положившей начало всех других морских и офицерских собраний России». […]И, что особенно обидно, что все это идет на фоне бесценной попечительской помощи по восстановлению кронштадтского Морского Собора Вашей уважаемой супруги Светланы Владимировны.
Членами «Кронштадтского благородного Морского собрания» в своё время были национальные герои России […]и выдающиеся флотоводцы […]. Каждое из этих имен золотыми буквами вписано в историю воинской славы России, морские энциклопедии и географические карты мира! И, если б мы не были столь скромными к заслугам наших предков, на фасаде Морского собрания не хватило бы места для мемориальных досок.
Кроме того, хочется напомнить, что в стенах кронштадтского Морского собрания находится одна из старейших флотских библиотек страны, учрежденная в 1832 году. Книжный фонд собирался буквально «по нитке». За счёт ежегодных 1% отчислений из жалованья морских офицеров всех российских флотов от Черного моря до Тихого океана. «Сей порядок был распространен до жалованья в 500 руб., получающие менее вносили только 5 рублей ассигнациями».
В результате в кронштадтской морской библиотеке за время её существования было собрано до 100 тысяч единиц хранения, в том числе редчайшие, раритетные книги по специальным военным и историческим знаниям. Постоянными читателями библиотеки были флотские офицеры и штурманы, морские артиллеристы и корабельные инженеры, служащие по морскому ведомству и жители города. Уже в 1862 году количество книг и журналов так возросло, что посетивший библиотеку главный реформатор отечественного флота Великий Князь, генерал-адмирал Константин Николаевич передал ей часть своих апартаментов, находящихся в кронштадтском Морском собрании. Только для «газетной комнаты» выписывались 124 периодических издания в том числе: на немецком языке — 28, французском — 19, английском — 18, польском и итальянском- по 1. Поражает широта интересов читателей. Здесь книги и журналы по философии и истории, религии, медицине и праву, лесоводству и сельскому хозяйству, садоводству, женскому образованию, живописи, музыке, шахматам, и водному спорту. Уже в 1885 году библиотеку и читальную комнату посетили 64 794 человека (Морской Сборник, №6, 1886).
В 1863г. при библиотеке образуется «кабинет редкостей из доброхотных приношений офицеров», возвращающихся из кругосветных и летних кампаний […]. Более тысячи экспонатов! Увидевший все это богатство император Николай II в 1909 году принял решение о строительстве для библиотеки нового здания.
Строительство было поручено «инженер -художнику» Г.А.Косякову, ранее принимавшего участие в строительстве Кронштадтского Морского Собора. И только начавшаяся первая мировая война, а за ней «окаянные дни» 1917 года не позволили своевременно закончить начавшееся в 1910 году строительство.
Это, Дмитрий Анатольевич, так сказать славное прошлое. А что же скажут потомки, оглянувшись на наше с Вами время? Развалили, старейший, основанный Петром I градообразующий Кронштадтский Морской завод, (теперь четверть жителей вынуждены мотаться на питерские предприятия), выселен и закрыт Яхт-клуб, закрыт Матросский клуб, который год стоит немым укором Сухопутный манеж — бывший центр спортивно-массовой и оздоровительной работы, где начал свой победный путь будущий олимпийский чемпион греко-римской борьбы Анатолий Рощин. И вот теперь, под предлогом отсутствия денег, чиновники Министерства обороны подготовили приказ и закрыли Кронштадтский Дом офицеров флота. На возмущенные протесты общественности, военморов и ветеранов Великой Отечественной Войны, чиновники заверили: «речь идет только о переподчинении ДОФа». Но это лукавая уловка. Новая структура ни с какого бока не подчиняется ни флоту вообще, ни ЛенВМБ в частности. И, если сегодня в Доме офицеров изредка проводятся вещевые ярмарки, то вскоре, думаю, у нас в Кронштадте, может появиться второй Гостиный двор.
Кроме того, рассматривается вопрос о переводе в Кронштадт штаба Ленинградской Военно-Морской базы, а возможно даже и Главного Штаба Военно-Морских сил, а также новейшего центра подготовки флота. Закрыв Дом офицеров флота, этот очаг культурной, массовой и духовной жизни, одного из символов «Города Воинской Славы», спрашивается, как предполагается осуществлять культпросвет и патриотическое воспитание курсантов кронштадтского Кадетского корпуса, матросов и старшин срочной службы, кадровых офицеров, слушателей новейшего центра подготовки флота? А ветераны, честно отдавшие свой долг Родине, им что — только телевизор?
И последнее. Что же будет с ГИОПовским зданием бывшего Морского собрания на Большой Екатерининской улице (ныне Советская) и тех антикварных материальных ценностях, хранящихся там? Напомним. Изящная парадная лестница из красного дерева с бронзовыми пушками, три адмиральских биллиардных стола на мраморной основе работы 1836 года (думаю, во всей Европе навряд ли найдётся один такой), изразцовые печи, камины, картины русских художников И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, И.Е.Репина. А 47 тысяч книг, хранившихся в дореволюционных книжных шкафах красного дерева штучной работы по различным отраслям военного искусства, среди которых редчайшие раритетные издания?
Всё это было сохранено иногда ценою тысяч жизней в самые трагические для нашей Родины годы: революции, Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, суровых дней блокады…
Всякий народ гордится своим героическим прошлым, бережно хранит и преумножает подвиги своих отцов и прадедов, закрепляет их в камне, бронзе, музыке, стихах и прозе. Мы же, как Иваны Непомнящие уничтожаем кровью и потом, добытое нашими предками.
Дмитрий Анатольевич, обращаюсь к Вам от лица возмущенных членов Кронштадтского Общества Бывших Малолетних узников фашистских концлагерей как к Верховному Главнокомандующему Вооруженных сил Российской Федерации и к Вам, Светлана Владимировна, как к патриоту нашего города. Остановите корыстолюбивых чиновников Министерства Обороны! Уничтожая прошлое, они стреляют в наше будущее.
Борис Бриль,
бывший малолетний узник фашистского концлагеря, почетный член
Клуба олимпийских чемпионов