Тел.: +7(812)941-79-35 | Эл.почта: info@krongazeta.com



Не буди лихо, пока оно тихоРаспечатать статью

В «kronгазете» №35 от 17 сентября этого год была опубликована заметка «Воинская слава без символов» за подписью Д. Германа. В статье автор поднимает вопрос установки типовой памятной стелы «Город воинской славы» и приводит аргументы, согласно которым в гербе Кронштадта должна присутствовать пятизубчатая корона. Сегодня газета публикует ответ сотрудника Музея истории Кронштадта Евгения Кобчикова на эту публикацию.

Д. Герман (в миру — Герман Михайлович Драган), как человек эмоциональный и увлекающийся, к сожалению, опять «перегибает палку», более того, в известной степени оказывает медвежью услугу горожанам, очевидно, не понимая того, что происходит.

Начну со второй причины, используемой в качестве аргумента необходимости украшения герба города именно зубчатой башенной короной. Вообще-то кронштадтские оборонительные стены, перемежающиеся с казармами, имеют 5 полубашен (две – западные, три – северные) и одну башню (на северо-востоке) – все они не имеют зубцов. А то, что Герман Михайлович называет «сторожевой башней» на фотографии с изображением 1-й Северной оборонительной казармы, — это обычное отхожее место (т.е. туалет), причём так было изначально, по проекту при строительстве этой казармы в 1831-1834 гг., равно, как и аналогичной Восточной казармы (1833-1835 гг.).

Как вам такой поворот событий? Хотелось бы знать, кто ещё желает поместить зубцы туалета на герб города? Тут я, конечно, передёрнул. Но факт остаётся фактом: второй аргумент Германа Михайловича – не аргумент.

И, конечно, для меня является запрещённым приёмом безапелляционно заявлять что-либо от имени всех кронштадтцев, ветеранов войны и блокады, хотя на кого-то это действует. По меньшей мере, наивно считать, что если утвердим на гербе корону с зубцами или поставим типовую колонну «Города воинской славы» – сразу станем патриотами и таковыми сразу станут все вокруг.

Символы – символами, но их значение переоценивать не стоит. Во всяком случае 100 лет назад официальная городская геральдика спокойно, без какого-либо общественного возмущения, изобиловала гербами города без всяких корон. Герб города без короны был на печати Городской Думы, на наградном нагрудном юбилейном знаке «100 лет кронштадтской полиции» (1912 г.), а на знаке «200 лет крепости Кронштадт» (утвержден императором Николаем II в августе 1913 г.) была вообще «неположенная» Большая императорская корона и т.д.

Вот так я подошёл к разбору «первой причины», используемой в качестве аргумента необходимости украшения герба города именно зубчатой башенной короной. Геральдика, как составная часть истории, всё-таки не латынь. Она развивается. Хотя бы от указа до указа (как указано в заметке). И по ситуации. Но никто (хотя как знать?) не возмущался по поводу того, что на фасаде Городской Думы в дни официального празднования 200-летия Кронштадта висел огромный герб города без зубчатой короны, но с Большой императорской. В конце концов сам Герман Михайлович носил больше 20 лет форму офицера ВМФ СССР, уверен, не возмущаясь, что Советская власть отменила все указы императора России по форме одежды. Извините, перешёл на личности, но исключительно, чтобы понятно было, что и первый аргумент – не аргумент.

Считаю вопрос, поднятый Г.М., бурей в стакане воды. Тем более что герб, с которым Кронштадт вошёл в 20-й век, имел кроме 5-зубчатой башенной короны ещё и орла сверху, которого Г.М. «не заметил». А корона с пятью зубцами тогда была положена городу с населением 50 тыс. и более.

Так что по тем законам, к которым апеллирует Г.М. и как он ставит вопрос, мы имеем право только на корону с тремя зубцами и двуглавым орлом сверху. Полный герб имел знамёна, якоря, георгиевскую ленту и возможность для градоначальства использовать царскую корону с двуглавым орлом.

И последнее. Я лично, грешным делом, подумал, что наша городская власть успокоилась с этим типовым знаком «Города воинской славы». А автор — Д. Герман, как Герцен, стал её будить. Поясняю ситуацию. Прежней администрацией активно рассматривался вопрос установки стелы, как правильно, указала «kronгазета», у въезда в историческую часть города, северо-восточнее дома №3 по Кронштадтскому шоссе. Тем более, что это соответствовало ранее утверждённому проекту расширения въезда в историческую часть города за счёт сноса порядка 15 — 20 метров исторического Северного оборонительного вала с разносом движения машин и выходом напрямую на улицу Восстания.

И теперь подумайте, будет ли патриотично снести ради удобства горожан и установки типовой стелы XXI века часть Вала первой четверти XIX века с засыпкой части оборонительного канала эпохи Петра Великого? Это как раз тот случай, когда «не буди лихо, пока оно тихо» — во всех отношениях, без эмоций и громких разговоров о патриотизме.

Евгений КОБЧИКОВ