Вы смотрите архивную версию сайта издания «kronгазета» с последним обновлением от 9 июня 2014 года!
Обращение к читателям интернет-версии газеты →

Тел.: +7(812)941-79-35 | Эл.почта: info@krongazeta.com



Героев «Малютки» предложили наградить посмертноРаспечатать статью

Контр-адмирал в отставке Вячеслав Кочетков, Александр Смирнов и Аркадий Моисеенко26 сентября в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга прошли памятные мероприятия, посвященные погибшей 55 лет назад подводной лодки М-256.

Более полувека назад на одной из лодок проекта А-615 класса «Малютка» произошел пожар в экспериментальной энергетической установке этой субмарины. Чрезвычайное происшествие случилось в Балтийском море на рейде города Таллина, у северо-восточного побережья полуострова Вимси, на глубине более 70 метров. Лодка всплыла и стала на якорь. Несмотря на 7-балльный шторм, личный состав был выведен на верхнюю палубу. Борьба за живучесть не прекращалась. Личный состав проявил мужество и самоотверженность, однако никто из моряков не был тогда награжден даже посмертно.

Объективной причиной распространения огня стало огромное количество жидкого кислорода нам ПЛ, что и привело к потере корабля. Примерно через четыре часа после всплытия лодка утонула. Из 42 членов экипажа в живых осталось всего 7 моряков. Часть погибших упокоилась на Кронштадтском городском кладбище.

55 лет спустя здесь, на городском кладбище Кронштадта собрались родственники тех моряков экипажа ПЛ, кого унесла эта трагедия, представители общественности района и трое ныне здравствующих участников тех событий – контр-адмирал в отставке Вячеслав Кочетков, Александр Смирнов и Аркадий Моисеенко. Звучали слова признательности погибшим, к памятной стеле были возложены цветы и венки…

Памятник на Кронштадтском кладбище морякам-подводникамПричиной чрезвычайного происшествия, случившегося более полувека назад, можно считать как раз ту самую экспериментальную энергетическую установку «замкнутого цикла», которая позволяла резко повысить подводную скорость субмарины и для работы которой под водой использовался жидкий кислород, что резко повышало угрозу возникновения пожара. У подводников лодки проекта А получили обидное прозвище «зажигалки». Всего за недолгий период их боевой службы пожары на них случались пять раз.

Происшествие с М-256 открыло этот драматический список. Вместе с тем эксплуатация экспериментальных подводных лодок «с единым двигателем» дала советским конструкторам и морякам большой опыт в вопросах движения под водой на больших скоростях, обеспечение обитаемости и взрыво-пожаробезопасности ПЛ. Этот опыт очень пригодился при строительстве атомных подводных лодок.

Санкт-Петербургское благотворительное общество памяти АПЛ «Комсомолец», совместно с администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга, подготовившее в год 55-летия трагедии торжественно-траурные мероприятия по этому случаю, выступило с инициативой наградить экипаж посмертно.