Кощунственное соседство
Уважаемая редакция! Обратиться к вам меня подтолкнуло чувство непреходящей обиды и горечи. Дело в том, что я – дочь Героя Советского Союза Василия Марковича Жильцова. Во время Великой Отечественной войны мой отец был командиром торпедного катера, а потом – подразделения катеров, и в морских боях в Кронштадте проявлял отвагу и мужество. В его послужном списке – потопление 11 вражеских судов и кораблей.
Он и его товарищи ежеминутно рисковали жизнью. Подходя к противнику очень близко, они защищались только большой скоростью и маскировкой – дымзавесой. Это была боевая практика катерников, а еще они занимались и постановкой минных заграждений, и высадкой в тыл диверсантов и разведчиков, патрулированием водных районов.
В сентябре 1943 года В.Жильцов атаковал вражеский караван и уничтожил транспорт. Он был ранен в голову. Двигатели катера заглохли. В окружении врага катерники решили не сдаваться в плен и подготовили корабль к взрыву. К счастью, их спасло чудо. Двигатели удалось исправить, они заработали, и катер удалось увести от погони.
Последние годы войны бригада торпедных катеров, где служил отец, базировалась на Лавенсаари. И именно тогда, 22 июля 1944 года, командир звена торпедных катеров старший лейтенант Василий Жильцов был удостоен звания Героя Советского Союза. Он был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Ушакова, Отечественной войны и медалями. После войны остался с семьей в Кронштадте – передавать свой опыт катерникам, потом работал на КМОЛЗ.
Я не случайно столь подробно описала его заслуги перед Родиной. Они должны были войти в историю Кронштадта.
В настоящее время, когда папы давно нет в живых, на улице Красной, рядом с Якорной площадью, Морским собором, памятником адмиралу Макарову был установлен бронзовый бюст Василию Жильцову – это единственный в нашем регионе памятник моряку-катернику БФ. Открытие памятника было торжественным – представители власти и общественности говорили подобающие в данном случае слова. И на сердце у меня было радостно. Папа оставил след на земле в Городе воинской и морской славы, и его будут помнить…
Но радость моя длилась недолго. Спустя какое-то время рядом с памятником появился…биотуалет. Соседство это выглядит настолько несуразным и даже аморальным, что, на мой взгляд, не только перечеркивает значение памятника, но в определенной степени дискредитирует память об отце. Жители и гости города фотографируются у бюста В.М.Жильцову, а на фото обязательно виден двухстворчатый, извините, сортир. И не только эстетически он портит картину вида на памятник и собор. Запах, исходящий от этого объекта, особенно когда его опорожняет специальная машина «Водоканала», раздражает жителей.
Я, конечно, не один раз обращалась к представителям власти – и законодательной, и исполнительной – и мне пошли навстречу – в том смысле, что передвинуло это сооружение. Но всего на несколько метров. Я не считаю, что «воз и ныне там», и что этому отхожему месту – вообще место (извините за тавтологию) не здесь. Но руководство ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и его структурного предприятия, очевидно, не видит ничего предосудительного в этом факте. Ну, стоит себе туалет и стоит – туристы им иногда пользуются. Да и деньги, как говорили в Древнем Риме – не пахнут. А ведь в Кронштадте, совсем рядом – в Петровском парке, есть туалет, да и на соседней Советской улице, во Дворце молодежи он тоже имеется. Поэтому туристы не пострадают, если туалет у памятника исчезнет. Зато память о Герое не будет осквернена. Прошу у вас помощи.
Светлана НИКУЛИНА (Жильцова),
дочь Героя Советского Союза Василия Жильцова