Анвар Либабов: «Умею только животных лечить и людей смешить!»
Накануне Нового года Кронштадт посетил невероятно талантливый российский актер театра и кино, клоун-мим театра «Лицедеи» Анвар Либабов. Он стал гостем детского интерактивного театра «Сказочный остров», который устраивал новогоднюю елку для многодетных и социально незащищенных семей.
— Анвар, сегодня 30 декабря, а Вы в Кронштадте. Что заставило Вас приехать на остров?
— Независимо от занятости, я стараюсь не отказывать, когда мероприятие связано с детьми. Честно, я думал, здесь детский спектакль будут показывать, а тут совсем другая история.
— Вас она заинтересовала?
— Для меня это открытие. Интерактивная история – это сближает «Лицедеи» и ваш театр. Сегодня, в эпоху присутствия детей в виртуальном мире, как бы в плоском изображении, есть возможность перешагнуть не только в сценическое пространство, когда человек знает, что существует четвертая стена в театре… А тут ребенок гуляет по миру сказки, ощущает его. Мы имеем большой опыт работы и в уличном театре, и в импровизации, вовлекаем зрителя в действие. Но чтобы целиком был такой формат!
— Как Вам кажется, сегодняшних детей сложнее увлечь?
— Дети меняются. У них другие ориентиры, сленг другой. Но есть общечеловеческие ценности, они все равно присутствуют. Может быть, сейчас проще наладить контакт с детьми – они более раскрепощенные, более активные и в какой-то мере более искушенные. Здесь, наверное, главное, чтобы виртуальный мир превращался в реальный, а реальный в фантастический, в котором есть ощущения.
Либабов Анвар Зоянович
Родился 2 мая 1958 г. в Нижнем Тагиле, поселок Новая Кушва. В 1977 г. окончил ветеринарное училище с красным дипломом. В 1982 г. окончил Ленинградский зооветеринарный институт.
В студенческие годы участвовал в КВН, СТЭМ и в постановках студенческого драматического театра. После распределения работал главным ветеринарным врачом колхоза имени И.В. Мичурина в Калининской области и старшим ветеринарным врачом фермы «Лаврики» Ленинградской области. Будучи ветеринаром, принимал участие в художественной самодеятельности и даже пел в хоре при сельском клубе.
Еще во время обучения в институте, в 1981 году, Либабов поступил в школу-студию пантомимы при мим-театре «Лицедеи», созданную Вячеславом Полуниным, а 1 апреля 1987 года, в «День дурака», оставил работу по основной специальности и окончательно перешел на службу в театр «Лицедеи».
— Этот приезд в Кронштадт для Вас не первый?
— Сегодня я впервые узнал, что в Кронштадте нет светофоров. Вообще я люблю пригороды: своя особая культура, архитектура, провинциальный уклад. Мне нравятся Пушкин, Павловск, Ломоносов тем, что эти города оторваны от бурного потока жизни. Хотя в культурном аспекте провинция и окраины у нас забыты.
Мы впервые привезли идею уличного театра и отрабатывали ее на форту Тотлебен. Это был театр–фестиваль. Мы совершали десанты по пригородам. На площади у Морского собора устраивали интерактивный уличный театр, играли спектакль «Катастрофа». Позже делали импровизированный клоунский парад. Последнее выступление было на фестивале «Рыжий слон».
— Вы планируете продолжить сотрудничество со «Сказочным островом»?
— У нас нет целого направления детского театра, мы больше ориентируемся на семейную публику. Нет большого опыта работы в таком формате, хотя есть детские программы. Во время представления у меня, кажется, возникла идея. Мы в прошлом году провели первый карнавал для людей с ограниченными возможностями, и у нас на детской площадке не хватало интерактивного действия. Возможно, на следующий карнавал мы пригласим ваш театр.
Что касается собственных образовательных функций, то много лет назад мы решили восстановить работу студии. Назвали ее сначала Школа клоунады «Лицедеи», сейчас это полноценный курс театра «Лицедеи» при Театральной академии на кафедре эстрады. Поначалу мы устраивали подготовительные курсы для старшеклассников, потом набирали свою студию. Работа с детьми очень трудная, но благодарная.
— В последнее время Вы часто снимаетесь в кино. Но считается, что первой вашей серьезной работой в кино стала роль Антона Грошева («Гуру») в телесериале «Литейный, 4». Какая ипостась Вам ближе?
— В сериалах не снимается только тот, кому не дозвонились. Мне дозвонились. Роль профессора Грошева мне дорога тем, что я образ самостоятельно прописал, я с ним сроднился. Театр первичен, это база. Кино – момент реализации плюс узнаваемость. Нельзя отрываться от театра. Нужно сочетать театр как основу, как ремесло. А что касается «ящика», я по-особому отношусь к популярности. Не то что боязно, но осторожно. От меры популярности мера таланта не повышается.
— Это не вредно для таланта – играть и там, и сям?
— В этом свобода выбора. Да, можно позавидовать актерам того же цирка «Дю Солей» – они работают в лучшей программе мира. Но они выступают только в одном жанре, и это 400 спектаклей в год! Красиво, технически отлажено. И… одно и то же день за днем, месяц за месяцем, год за годом! А здесь у нас не так отлажено, не прокрашено, где-то декорации не доделаны. Но я могу работать и в огромном шапито с фантасмагорическим «Кракатуком» Андрея Могучего, и в камерном зале «Приюта комедианта» в cюрреалистических психодрамах, и в уютном «Чаплин-клубе», где всего-то 40 мест.
— Как Вы, клоун, относитесь к юмору?
— Юмор присутствовал в моей жизни, даже когда я работал ветеринаром. Как я ни старался быть серьезнее, все вызывало смех: мой внешний вид, нелепость, неадекватное поведение, то есть соответствие формы и внутреннего содержания. Все предопределено! Я ведь умею только две вещи — животных лечить и людей смешить. Поэтому благодарю судьбу, что пришел в театр «Лицедеи» — я получаю от юмора кайф и еще деньги.
Театр «Сказочный остров» благодарит Л.А. Яцука, генерального директора ОАО «Кронштадтский дом бытовых услуг», за помощь в организации благотворительных представлений.