Развитию бизнеса мешают стереотипы
Что значит для города закрытие фитнес-клуба и детского театра? Если они были единственными – это катастрофа. Так считает редактор «kronгазеты» Татьяна Подезва. Почему закрываются предприятия, у которых нет конкурентов? Что вообще мешает развитию бизнеса в Кронштадте? С этими вопросами газета обратилась к председателю Общественного совета по развитию малого предпринимательства при главе администрации Кронштадтского района, генеральному директору ООО «Гурвит» Леониду Яцуку.
ПРОСЧЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТА
— Леонид Анатольевич, проясните, пожалуйста, ситуацию с клубом «Атлетик». Версию Анатолия Шлейна газета уже озвучивала.
— Клуб был опечатан 15 мая. Арендная плата для фитнесклуба составляла 453 руб./м2, включая НДС. Плюс около 30 тысяч рублей компания платила за коммунальные услуги – электричество и водоснабжение. Если вам кажется, что это дорого, считайте сами: клуб работает с 8 утра до 10 вечера, в мужской душевой 5 леек, в женской душевой, наверное, не меньше. Сауна, солярий. На момент закрытия долг по аренде составлял порядка 750 тысяч рублей.
— Но ведь долг возник не вдруг?
— Долг в разные времена варьировался, но не превышал наших договоренностей. С руководством клуба мы договорились, что предел — 500 тысяч. В марте-апреле долг начинает перевались за эту сумму. Мы начинаем переживать, предлагать встретиться: давайте что-то делать, давайте составим график погашения платежей. На что не получили никакого ответа.
— По моим наблюдениям, как раз в это время рекламная экспансия клуба явно усилилась – появились новые плакаты, флаеры, билборды.
— Рекламная кампания была проведена грамотно, но то ли время было упущено, им надо было раньше ее проводить, не знаю. Но мы не видели выхода для них, мы тоже коммерсанты. И еще что нас очень смутило, что в момент, когда долг перевалил за полмиллиона, шла продажа абонементов. Уже в мае. Это немножко смахивало на мошенничество. Мягко говоря, немножко. И мы приняли решение закрыть клуб, потому что побоялись, что абонементы, ничем не подтвержденные, обернутся против нас — мы по касательной окажемся теми, к кому будут предъявлять претензии. Что и произошло.
— Сотрудники клуба организовали в группу «В контакте» под названием «Атлетик разорен». Руководство осталось должно кому 8 тысяч, кому 11, кому 15. Самая большая сумма, которую я слышала. – 30 тысяч рублей. Возвращать эти деньги, как я понимаю, не из чего.
— У ООО «Атлетик» уставной капитал 10 тысяч рублей, которым они отвечают перед кредиторами. Оборудование, как заявили Игорь и Петр Оттасы, клубу не принадлежит. Вообще с момента закрытия клуба никакой позитивной встречи с руководством «Атлетика» не произошло. Теперь с братьями общаются наши юристы.
— Как вы думаете, почему клуб, у которого нет конкурентов, попал в такую ситуацию?
— Что касается «Атлетика», я не утверждаю, но предполагаю, что тут проблемы управления, менеджмента. Анатолий Шлейн талантливый спортсмен и высококлассный тренер, но скорее всего, не обижая его, плохой менеджер. Когда начинаешь заниматься бизнесом, нужно все тщательно просчитывать. «Гурвит», прежде чем взять в аренду «Гостиный двор», полтора года, с 2002-го по 2004-й, присматривался к объекту. Свои вложения мы вряд ли отобьем и через 20 лет. Что касается «Атлетика», под их гарантии мы, конечно, пойдем на любые уступки.
— Насколько реально получить помещение в аренду у города? Может быть, это стало бы выходом для клуба?
— Стартовая цена аренды на городскую недвижимость составляет 350 — 360 руб./м2, это без НДС и коммунальных платежей. И неизвестно, в каком состоянии. Компания «Гурвит», у которой «Атлетик» арендует помещения, всю косметику и инженерную подводку делал за свой счет. Это одно. По информации КУГИ, в Кронштадте площадей для оборудования фитнес-клуба нет и не будет. К тому же город заинтересован не сдавать помещения, а продавать.
ПОМЕШАЛ МЕНТАЛИТЕТ
— С «Атлетиком» более менее понятно. Второе закрытие – детский интерактивный театр «Сказочный остров». Тут недостатками управления ситуацию не объяснить. Просчеты в бизнес-планировании? Но они получили субсидию от Комитета на поддержку малого предпринимательства, то есть их расчеты посчитали реалистичными. Рекламную кампанию руководство театра проводило очень активно. Я склонна считать, что они не учли островной менталитет, некую инертность местных жителей.
— Жалко, что говорить. И в городе действительно такого нет.
— Я уверена, что город мог бы их поддержать.
— На каком основании администрация будет поддерживать частную организацию?
— Ну находят же чиновники возможности, чтобы периодически материально поддерживать известное всем некоммерческое партнерство. Я к тому, что желание – тысячи возможностей, нежелание – тысячи причин. А город остался без детского театра. С такими тенденциями у нас предпринимательство скоро будет представлено исключительно торговлей и салонами красоты. Да и магазины в последнее время закрываются пачками. Почему, на ваш взгляд, в Кронштадте плохо идет бизнес?
— Бизнесу нужно учиться. Я могу привести ряд магазинов, где я вижу, как постоянно идет какой-то процесс. А большинство наших предпринимателей, создается такое впечатление, осталось в 90-х годах: приехал в Апраксин двор, закупил товар, привез сюда, положил на полку, посадил девочку-продавца — и все, сидишь дома, дожидаешься прибыли. Здесь мы наблюдаем какую картину? Девочку не всегда в отделе найдешь либо сидит под прилавком где-то читает. Товар, который висит на верхних полках, он просто в пыли. И все это объясняется тем, что нет торговли. А ее и не будет! Вообще-то предпринимателю нелишним было бы и самому постоять за прилавком. Потому что этой неподконтрольной девушке продажи абсолютно неинтересны.
По данным Петростата, в Кронштадте осуществляет деятельность 1270 субъектов малого предпринимательства, что составляет 74% от всех предприятий района. Малое предпринимательство охватывает в основном сферу торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Количество занятых в сфере малого бизнеса составляет 13,5 тыс. человек — почти 59% от трудоспособного населения района. Малый бизнес обеспечивает до 20% поступлений в местный бюджет. В Кронштадте практически нет предприятий, работающих в инновационной сфере и всего 4% предприятий, работающих в производственной сфере.
БИЗНЕС НУЖНО ВЫРАЩИВАТЬ
— Есть мнение, что платежеспособность населения в Кронштадте низкая, потому и торговли нет.
— Если судить машинам, на которых ездят местные жители, этого не скажешь.
— Вероятно, здесь включается другой стереотип – мол, в Кронштадте ничего стоящего быть не может, за всем хорошим нужно ехать в Петербург? И люди на хороших машинах покупают все необходимое в «О`кее» или «Меге». А на долю наших предпринимателей остаются бабушки, которые никуда не выезжают и живут на одну пенсию. Может быть, так?
— Может быть. Когда собираются предприниматели и начинают жаловаться: мол, торговли нет, аренда дорогая — я говорю: мы с вами партнеры, но моя задача, чтобы помещение, в котором вы находитесь, было теплым, светлым, чистым и охраняемым. За это мы берем арендную плату. А вот просчитать свой бизнес и сделать его интересным, доходным – это ваша задача. В «Гостином дворе» иногда я вижу безликие магазины с непривлекательным товаром. Свой бизнес нужно выращивать, как цветок. Искать новых партнеров, поставщиков, обучать продавцов. Взять тот же магазин «Твое». У них же получается! Такие же предприниматели.
— Да, бюджетный магазин. Подходит под определение «по кронштадтским меркам». Вспомнила еще один местный стереотип. Считается, что товар не нужно продвигать, мол «сарафанное радио» свое дело сделает, Кронштадт – город маленький.
— По любому свой товар, чтобы продать, надо показать. Торговать — это искусство. А когда идешь по «Гостиному двору», видишь, что мало кто хочет им овладеть.
— Потому что в основном это нанятые работники. Помнится, было у меня в газете объявление о приеме на работу: «требуется продавец, а не сторож!».
— Об этом я и говорю. И еще. Пускай Кронштадт продолжает оставаться перспективным городом. Все хотят, чтобы было сегодня — строительство верфи, ВУНЦ… Но когда Кронштадт станет интересным для бизнеса городом, они-то уже опоздают! Придут люди с другими деньгами и другими возможностями. Поэтому если вы заинтересованы в собственном бизнесе, вы должны его строить сегодня.