Тел.: +7(812)941-79-35 | Эл.почта: info@krongazeta.com



«Стрелец» просит о помощиРаспечатать статью

У стенки дока имени Сургина Кронштадтского Морского завода сохранился уникальный исторический объект истории отечественного флота – одно из первых металлических судов России – корпус бывшего монитора «Стрелец».

В этом году 7 сентября исполнилось ровно полтора века, как этот корабль зачислен в состав отечественного флота, то есть – заложен на стапели. В настоящее время это судно можно считать старейшим памятником отечественного судостроения. Он на 36 лет старше корабля памятника – крейсера «Аврора». Старше более чем на полвека другого отечественного судна — памятника – ледокола «Красин». Но, если судьба упомянутых крейсера и ледокола известна широкому читателю, то монитор «Стрелец» за последние десятилетия не мог похвастаться вниманием туристов и прессы. Спущенный на воду в 1864 году, монитор спешно строился на Галерном острове Санкт-Петербурга как броненосная башенная канонерская лодка.

Интересно и то, что его постройка велась для казны по подряду купцом С. Кудрявцевым. Наблюдал за строительством корабельный инженер А. Свистуновский. Поначалу на вооружении этого корабля стояли два гладкоствольных орудия, заряжающихся с дула. Паровой двигатель развивал мощностью 460 лошадиных сил и обеспечивал скорость 6 узлов.

В начале 1863 года возникло серьезное обострение международного положения России, связанное с событиями в Польше. Назревала война с ведущими тогда морскими державами Англией и Францией. Для защиты фарватеров ведущих к Санкт-Петербургу и интервалов между фортами Кронштадта, с целью избежать прорывов новейших вражеских броненосцев, было решено построить десять однобашенных броненосцев с малой осадкой. В качестве прототипа избран американский броненосец «Монитор» («Надзирающий»), отличившийся в ходе гражданской войны в США. Его имя стало нарицательным для такого типа кораблей.

Судьба не жаловала эти первые броненосные суда России. Они морально устарели еще в 19 веке. К началу века 20-го их корпуса, уже разоруженные использовались как баржи и блокшивы. Таковой была и судьба «Стрельца». Но с начала прошлого века корпус монитора использовался на Морском заводе как плавучая мастерская ПМ-8. Это позволило судну пережить три войны, революцию и дожить до наших дней. Историки флота не раз предлагали сохранить уникальное судно как памятник отечественного судостроения и объект морского наследия России. Но во все времена, начиная с советских, у власти был один ответ: средств на это нет. Может быть, судьба «Стрельца» заинтересует бизнес. Судно вполне можно восстановить и использовать как музейно – развлекательный комплекс. В любом случае, одного из первых в России металлических судов не может быть просто заброшенным и ожидать своей печальной участи — разделки на металлолом.